Свяжитесь с нами
Telegram
Mail

Листы железа и поэзия против новостроек: за что мы любим Einstürzende Neubauten

Если спросить случайного человека с улицы, что он знает о немецкой музыке, вероятнее всего, вы услышите что-то о Rammstein или о Бетховене — в зависимости от индивидуальных вкусовых предпочтений. Между тем музыкальный вклад немцев в культуру куда разнообразнее.

В 2020 году экспериментальная группа „Einstürzende Neubauten" отпраздновала 40-летний юбилей — видимо, новостройки могут не просто рушиться долго, но и эволюционировать в своём распаде.

Слушай через боль

Проект „Einstürzende Neubauten" — настоящая находка для тех, кому до смерти надоело привычное сочетание «гитара — бас-гитара — клавиши — ударные — вокал» и закосы под классиков вроде Led Zeppelin. Как насчёт звука катящейся по сцене магазинной тележки и сминающихся листов железа? Металлический шум стал своеобразным символом звучания группы. А по собственным признаниям участников, подходящие инструменты они часто находили на свалке металлолома. В последние годы, правда, со свалками стало туговато: из соображений техники безопасности посторонних на полигоны пускать не хотят, и приходится обходиться повседневными предметами. Да и с годами музыка Нойбаутен стала более гармоничной для чувствительного уха, чаще используются традиционные инструменты.
Примерно так выглядит базовый набор музыканта по версии Нойбаутен
А в некоторых случаях инструментом становятся посетители концерта:
«Немецкое культурное достояние»

По словам основателя группы Бликсы Баргельда (Blixa Bargeld), он любит немецкий язык, ведь он для него родной, именно на нём он видит сны, а своё творчество он без лишней скромности называет «немецким культурным достоянием». Судя по всему, он исповедует принцип «Я носитель языка, что хочу, то и несу», потому как тексты некоторых песен на первый взгляд могут показаться хаотичной кучей слов, свалкой, в которую слушателя закидывают без предупреждения — и плыви, как знаешь.

Дело в том, что в случае с Нойбаутен текст по-настоящему раскрывается исключительно в сочетании со звуком. Музыка здесь не просто фоновый шум (пусть она иногда и похожа на шум в прямом смысле слова), она взаимодействует с речью, порождая новые смыслы, как в калейдоскопе.
Трек NNNAAAMMM (New no new age advanced ambient motor music machine) похож на смесь навязчивой песенки из рекламного ролика и демонстрации работы какого-то чудовищного механизма (вероятно, той самой музыкальной машины из названия)
Машина по производству музыки
Страшно быть актёром одной роли, музыкантом одного трека или автором одной книги. Иногда художник (в широком смысле, как Künstler) становится заложником одного образа и начинает производить однородный продукт. К счастью, Нойбаутен такая участь не грозит: при высоком уровне творческой активности: одних только полноценных альбомов набралось 14 (а ещё были синглы, мини-альбомы и сторонние проекты участников группы), и при всём этом они демонстрируют, что могут и будут работать с разными жанрами.
От нойзового „Tanz Debil"…
…до эталонного индастриала "Haus der Lüge" и „Z.N.S."…
…и убаюкивающего ритмом стучащих вагонных колёс „Nagorny Karabach".
В конце 90-х Бликса вместе с тогдашним составом группы посетил Россию и даже снялся в парочке телевизионных передач. Лучше всего, на мой взгляд, они сработались с Епифанцевым и передачей «Деконструктор»:


Приятной вам музыкальной деконструкции!